Речь это:

Речь
– функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. – индивидуальна; язык – установление, Р. – реализация; язык – фиксирован, Р. – свободна; язык – системен, Р. – бессистемна. Ученый не отрицал плодотворности исследования Р., но считал, что она может стать предметом лишь внешней, а не внутренней лингвистики, между тем именно последняя изучает языковую систему – "подлинный и единственный объект языкознания". К области внешней лингвистики Соссюр относил, в частности, проблемы стилистики.
В дальнейшем соотношение языка и Р. получило многочисленные истолкования: язык – общее, Р. – частное; язык – абстрактное, Р. – конкретное; язык – сущность, Р. – явление; язык – форма, Р. – субстанция; язык – психическое, Р. – физическое; язык – потенция, Р. – акт ее выявления; язык – конструкт, Р. – наблюдаемый объект; язык – система, Р. – текст; язык – инвариант, Р. – вариант; язык – целое, Р. – частное; язык – код, Р. – сообщение и др. Помимо признаков Р., выраженных в этих противопоставлениях, ее важнейшими свойствами являются: творческий характер, преднамеренность и обращенность к определенной цели, динамизм, вариативность.
В ряде концепций 20–30-х гг. XX в. понятия языка и Р. интерпретировались с функциональных позиций, чем создавалась теоретическая база для последующего формирования функциональной стилистики. Это, прежде всего, работы лингвистов, продолжавших традицию Бодуэна де Куртенэ, который еще в 1870 г. указывал на необходимость различения языка, с одной стороны, как комплекса составных частей и категорий, существующих только потенциально, и с другой – как непрерывно повторяющегося процесса, основывающегося на общительном характере человека. Так, Л.В. Щерба уточняет представления о неодноплановости языка, различая речевую деятельность, т.е. процессы говорения и понимания, языковую систему и языковой материал, под которым понимается совокупность всего говоримого и понимаемого, тексты. Л.П. Якубинский одним из первых поставил проблему функциональной дифференциации языка и Р. в связи с действием внеязыковых факторов – психологических и социальных, а также проблему диалогичности Р.
Интерпретируя взгляды Ф. де Соссюра, Г.О. Винокур писал о том, что Р. является не просто реализацией языковой системы, но целесообразным творческим использованием последней в соответствии с велениями разума, воли и чувства. При этом Р. – это не только индивидуальное говорение, но и особая нормативная структура, строящаяся сверх собственно системы языка. Несколько актов Р. – "уже не сумма индивидуальных актов только, а их система, обладающая… общеобязательной значимостью, смыслом, хотя бы и в узких, но все же социальных пределах". Дихотомия языка и Р., по мнению Г.О. Винокура, совпадает с противопоставлением языка и стиля. Поэтому стилистика может стать той лингвистической наукой, которую Ф. де Соссюр назвал лингвистикой речи.
Проблемы речевого общения в лингвофилософском ключе разрабатывал М.М. Бахтин (В.Н. Волошинов). Язык определяется ученым как непрерывный процесс становления, осуществляемый социальным речевым взаимодействием говорящих. Именно формы и типы речевого взаимодействия рассматриваются как исходный пункт методологически обоснованного порядка изучения языка. Единицей речевого взаимодействия является высказывание. Структура последнего, в том числе его стилистическое оформление, обусловлены ближайшей ситуацией говорения и более широкой социальной средой.
Согласно взглядам представителей Пражской школы, язык – это функц. система, служащая цели общения. Язык необходимо изучать во всех его существенных связях с внелингвистической действительностью.
Решительный поворот лингвистики к исследованию собственно Р. происходит в 1960–1970-е гг., чему в немалой степени способствует развитие теории речевой деятельности и функц. стилистики. Наряду с ними комплекс дисциплин речеведческого цикла образуют лингвистика текста, лингвопрагматика, анализ дискурса, неориторика, ряд направлений социолингвистики и нек. др. В функц. стилистике разрабатывается концепция стилевой дифференциации Р. и стилистико-речевой системности (см. Речевая системность функционального стиля), определяемой целостным комплексом экстралингвистических факторов, прежде всего базовых – видом социокультурной деятельности в единстве с соответствующей формой общественного сознания.
В последующие годы все более явственно начинает осознаваться потребность в построении теории Р., синтезирующей различные подходы. Намечаются проблемные области, которые этой теорией могли бы быть охвачены и соответственно – разделы речеве́дения. Это учение об участниках Р. – авторе, адресате, посреднике; о видах Р. – устной и письменной, диалогической и монологической, массовой, общественной или личной; предполагающей прямое или дистантное (во времени и пространстве) взаимодействие между коммуникантами; о сферах Р. – научной, административно-правовой, политико-идеологической, художественной, обиходно-бытовой, религиозной; о правилах Р., ее стратегиях и тактиках.
Лит.: Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. – М., 1963; Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965; Его же: Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. – Пермь, 1966; Ее же: К основаниям функциональной стилистики. – Пермь, 1968; Ее же: Речеведческий аспект теории языка, "Stylistyka-VII", 1998; Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок. – М., 1967; Основы теории речевой деятельности. – М., 1974; Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974; Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. – М., 1976; Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. – М., 1977; Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. – М., 1986; Арутюнова Н.Д. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990; Винокур Г.О. Поэтика. Лингвистика. Социология // Филологические исследования. – М., 1990; Волошинов В.Н. (М.М. Бахтин), Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. – М., 1993; Шмелева Т.В. Речеведение. Теоретические и прикладные аспекты. – Новгород, 1996; Ее же: Так что же такое речь? // Речеведение. Научно-методические тетради, №1. – Новгород, 1999.
В.А. Салимовский

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Синонимы:

Смотреть что такое "Речь" в других словарях:

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <...> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • Речь —       ежедневная газета, центральный орган партии кадетов. Издавалась в 1906 17 (кроме 22 июля(4 августа) 8(21) августа 1906). Редакция на улице Жуковского, 21. Издатели Ю. Б. Бак, В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич. Фактические редакторы И. В.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Речь, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Речь — исторически сложившаяся форма общения людей… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Речь, Гаврина С.Е.. Книги этой серии представляют собой полный и эффективный курс подготовки ребенка к школе. Они разработаны в соответствии с дошкольными программами, одобренными ирекомендованными Министерством… Подробнее  Купить за 156 руб
  • Речь, . Данная книга поможет ребенку развить фонематический слух – умение различать на слух все звуки русского языка. Выполняя задания, ребенок научится осознанно употреблять слова в соответствии с… Подробнее  Купить за 147 руб
Другие книги по запросу «Речь» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»