Тема текста

Тема текста
– предмет обсуждения в тексте, номинативно выраженное содержательное ядро целого текста, сопоставимое с авторским замыслом в целом. Сохраняет свое единство на протяжении текста, обеспечивая его целостность. В совокупности со своим смысловым предикатом Т. т. образует тезис целого текста: выражение его основной мысли. В крупном тексте Т. т. делится на подтемы и субподтемы, отражающие содержание относительно самостоятельных частей целого текста, так что категория Т. образует иерархическую интеллектуальную структуру.
Т. отражает затекстовую реальность и является функц.-семантической категорией, не имеющей аналога в языке (не путать с темой как термином актуального членения предложения). Тема семантически конкретна в каждом отдельном тексте, хотя в зависимости от повторяемости ситуаций общения и встречаемости в большом количестве текстов выделяются типичные темы. Обобщенную семантику Т. т. можно сформулировать лишь абстрактно: "предмет речи целого текста".
Роль смыслового ядра речевого произведения для Т. т. обеспечивается семантическим повтором. Единицы с повторяющейся семой (слова разной частеречной принадлежности и номинативные словосочетания) создают тематическую сетку, или тематическое поле текста. Для тематического поля важно именно наличие семантической общности составляющих его единиц, семантические связи между единицами внутри поля могут быть различными (референтная общность, синонимия, гипонимия, морфологическая и семантическая общность и т.д.). Наиболее частотная сема, имеющая наибольшее количество семантических связей в тексте и выделенная в нем композиционно, будет (с помощью соответствующего слова) выразителем темы целого текста.
Наиболее важны в тематическом поле непосредственные наименования предмета речи – предметные (в отличие от признаковых и от событийных ) номинации. В тексте они связаны между собой отношениями функц.-текстового тождества и могут идентифицироваться друг через друга. Цепочка таких наименований, проходящая через весь текст и содержащая в себе представление предмета речи, – это основная тематическая цепочка текста. Как правило, она сопровождается дополнительными, в которых номинируется нечто связанное с предметом речи (признак, часть, функция и т.д.), а имя основной Т. используется в зависимой позиции.
Содержательное единство тематической цепочки строится на референтном тождестве номинаций (Петербург – город – он – северная Пальмира) и на их понятийном тождестве (город – град – каменный мешок). Опору тематической цепочки составляет полнозначная лексическая единица в своей первичной функции: собственное имя (если предмет им наделен), термин или, чаще всего, прямая номинация – нейтральное общеупотребительное слово. Такая номинация наиболее точно и непосредственно обозначает предмет речи. Прямая номинация и собственное имя могут составлять смысловое единство, напр., крейсер "Петр Великий". Дополнительные номинации делятся на четыре типа: а) лексически новые: синонимические, референтно тождественные и таксономические (обозначения родовых понятий по отношению к базовому: населенный пункт в значении "город", корабль в значении "крейсер", вода в значении "река" или "озеро"); б) трансформы – различные преобразования базовых номинаций, свернутые и развернутые (город – г. – этот город; крейсер "Петр Великий" – крейсер, самый современный атомный ракетный крейсер российского флота); в) субституты – неполнозначные вне контекста заместители базовой номинации (город, крейсер – он); г) нулевые номинации, материально не выраженные, но по смыслу необходимые и восстанавливаемые за счет контекста.
В экспрессивно-стилистическом отношении состав тематических наименований может быть разнообразен. Здесь возможны единицы любой стилистической маркированности, отбираемые автором под углом зрения его цели. Каждая из номинаций может использоваться в составе тематической цепочки текста неоднократно и в различных комбинациях с другими в линейном ряду. Основная тематическая цепочка распространяется на весь текст и, как правило, затрагивает сильные позиции текста. Плотность тематических номинаций (количество на объем композиционной части и целого текста) – величина вариативная.
Конкретный состав и структура (комбинаторика и расположение составляющих номинативных единиц) тематической цепочки определяются не только индивидуальным замыслом автора, но и – в значительной степени – требованиями того функц. стиля, в рамках которого создается текст. Особенности тематической цепочки тесно связаны с конструктивным принципом стиля. Так, в науч. стиле, для которого характерны обобщенность и отвлеченность изложения, базовой единицей тематической цепочки, как правило, выступает термин – номинация большой обобщающей силы (напр., лексические заимствования). В качестве дополнительных номинаций наиболее активны свернутые трансформы (заимствования), иногда с указательными словами (эти заимствования, такие заимствования), реже используются перифразы (иноязычная лексика, иноязычные слова, такие слова) и субституты (они). Практически не используются нулевые номинации. В стилистическом отношении тематические цепочки подобны целому науч. тексту – имеют книжный характер, так как задаются термином. Комбинаторика языковых составляющих цепочки характеризуется периодичностью появления базовой номинации и относительным разнообразием перемежающихся с ней дополнительных номинаций. Основная тематическая цепочка проходит через весь научный текст, как правило, начиная с заголовка.
Для сравнения: в разг. стиле, обслуживающем обиходно-бытовое общение, сквозная тематическая цепочка собственно понятийного (сигнификативного) характера не используется. Здесь тематическая линия носит предметно-понятийный характер, т.е. базовая номинация обладает свойством конкретности (напр., Петя, брат). Состав дополнительных номинаций Т. разнообразен, среди них референтно тождественные (брат – наш спортсмен, этот чудак, родственник), синонимические (братец, братуха), субституты (он). В разговорном общении редко развертывается единая предметно-логическая Т. Чаще предметно-тематическая линия носит прерывистый характер, причем тематика меняется достаточно произвольно под влиянием психологического сюжета разговора, так что выделить главную Т. затруднительно. Разговор соединяется в целое речевое произведение тематической цепочкой говорящего, или Я-темой. Т. о., разг. стиль характеризуется двойной тематикой: люди говорят о явлениях реальности и о себе самих. В том и другом случае в составе тематических цепочек очень активно используются личные местоимения (3-го лица в предметно-логических цепочках, 1-го лица в составе Я-тем). В стилистическом отношении разговорные тематические цепочки небогаты, экспрессивные единицы используются в них сравнительно редко. Комбинаторика цепочек не настроена на разнообразие, часто используются целые серии повторений. Плотность цепочек высока, их расположение в диалоге не регламентировано.
Неповторимым своеобразием речевого представления категории темы характеризуются и другие стили речи. Жанровое и индивидуальное речевое варьирование естественно, однако ограничивается действием общих функц.-стилевых закономерностей.
Лит.: Новиков А.И., Чистякова Г.Д. К вопросу о теме и денотате текста, "Изв. АН СССР. Сер. Л и Я", 1980. – №1; Арнольд И.В. Стилистика английского языка: (Стилистика декодирования). – Л., 1981; Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981; Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983; Скирдач О.М. Лингвистические принципы тематической организации текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1985; Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. – М., 1989; Матвеева Т.В. Тематическое развертывание разговорного текста // Языковой облик уральского города. – Свердловск, 1990; Данилевская Н.В. Вариативные повторы как средство развертывания научного текста. – Пермь, 1992; Сибирякова И.Г. Тематическое структурирование разговорного диалога: дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 1996; Ее же: Тема и жанр в разговорной речи // Жанры речи. Вып. 2. – Саратов, 1997.
Т.В. Матвеева

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Тема текста" в других словарях:

  • Тема (текста) — 1) в литературно художественной сфере круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения; 2) в сфере публицистических, научных, литературно критических… …   Педагогическое речеведение

  • тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221]. 3 …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • тема —   1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.   2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221] …   Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

  • тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом — В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели тематических …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом —   В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому.   По Ф. Данешу, выделяются три модели… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • тема — ТЕМА1, ы, ж Предмет, определяющий основное содержание текста. В рассказе «Художник» намечена, но не совсем раскрыта тема первенства жизни перед искусством… (М. Пришвин). ТЕМА2, ы, ж Основной мотив какого л. музыкального произведения, обычно… …   Толковый словарь русских существительных

  • Зачин текста — начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определямое автором в соответствии с целями, темой и идеей текста, а также возможностями и интересами адресата. Известны следующие наиболее распространенные на практике… …   Педагогическое речеведение

  • Глубинный смысл текста — – некоего завершенного связного целого – это обобщенное содержание, не привязанное к отдельным речевым составляющим, но являющееся произведением многочисленных поверхностных смыслов, преломленных в речевой ткани целого текста. О глубинных, как и… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Смысловая структура, или смысл, текста — – многоуровневая иерархическая организация содержательной стороны текста (представленная в его поверхностной структуре посредством взаимосвязи текстовых единиц, типовых текстовых структур, архитектоники, композиции и др.), компонентами которой… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Членимость текста — – параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»