- Жанр литературный
- – исторически складывающийся и развивающийся тип лит. произведения (художественного, публицистического, научного и др.), напр., роман, монография, репортаж и т.д. Традиционно под лит. жанрами понимаются главным образом типы худож. произведений, хотя каждая эпоха обладает своей системой жанров в каждой из сфер духовной деятельности и общения. О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказываний (текстов) писал М.М. Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра (см.). Вопрос о соотношении речевых и лит. жанров остается нерешенным. Наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой понятие речевого жанра является родовым по отношению к понятию Л. ж., обозначающему не все реально существующие жанры, но лишь те из них, которые исторически признаны таковыми.Л. ж. обладает комплексом устойчивых свойств, причем эти свойства могут характеризовать самые разные стороны произведения – его объем, пафос, тематику, систему рифм, активность вымысла и т.д. Среди Л. ж. есть такие, которые бытуют на протяжении всей истории духовной культуры (напр. басня); другие же существуют лишь в определенные эпохи. Признаки жанра эволюционируют: нередко одни и те же жанровые названия в разные периоды литературного развития выражают разные понятия, так как соотнесены с различными типами текстов (ср., напр., понятие оды во времена Ломоносова и в первой трети XIX в.).Л. ж. имеют как внешний, формальный, так и внутренний, содержательный план. Жанровая форма теснейшим образом связана с жанровым содержанием – с тематикой произведений и с особенностями осмысления автором-художником (публицистом, ученым) определенных сторон мира.Жанровые формы могут быть готовыми, завершенными, жесткими или же гибкими, открытыми модификациям и обновлениям. Канонические жанры, регламентируемые нормативными поэтиками, особенно характерны для худож. литературы от античности до XVI–XVIII вв. В дальнейшем организация Л. ж. утрачивает каноничесую строгость, и они предоставляют автору широкие возможности для проявления его индивидуальной творческой манеры.Л. ж. определяют стилевые особенности речи. Эта зависимость явно прослеживается в таких, напр., жанрах, как басня, фельетон, анекдот.В системе Л. ж. каждой эпохи одни жанры становятся наиболее авторитетными (например, социально-психологические романы и повести в рус. литературе XIX в.), другие, напротив, утрачивают былое лидирующее положение, отходят на второй план или исчезают.Л. ж. обеспечивают преемственность культурной жизни. По словам М.М. Бахтина, жанр – "представитель творческой памяти в процессе литературного развития". На каждом новом этапе литературного процесса и в каждом индивидуальном произведении жанр возрождается и вместе с тем приобретает новые черты.Лит.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972; Его же: Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975; Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М., 1972; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979; Чернец Л.В. Литературные жанры. – М., 1982; Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996; Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение, "Stylistyka-VIII". – Opole, 1999; Крылова О.А., Со Ын Ён. Понятие жанра: принципы выделения и изучения жанров речи // Лингводидактический поиск на рубеже веков. – М., 2000; Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000. См. также лит. к ст. Речевой жанр, Жанры научной литературы.В.А. Салимовский
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.