Прозаическая строфа


Прозаическая строфа
– группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающая более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли; одна из основных единиц речи. В логике прозаической строфе соответствует логическое единство.
В лингвистической литературе для обозначения этой единицы речи используют и другие термины: чаще других – "сложное синтаксическое целое", а также "сверхфразовое единство", "абзац", "компонент". Однако термин "сложное синтаксическое целое" подчеркивает синтаксическую природу этой единицы, оставляя в стороне ее смысловое единство. Кроме того, термином "сложное целое" некоторые ученые (А.М. Пешковский) обозначают сложное предложение. Термин же "прозаическая строфа" совмещает признаки смыслового и синтаксического единства.
Со стороны интонационной П. с. характеризуется ритмико-интонационным единством и сверхмерно удлиненными паузами на границах П. с.
Со стороны смысловой П. с. характеризуется единством мысли, высказывания, темы, что особенно остро ощущается в худож. литературе. Отдельное предложение, как правило, неполно, не закончено по смыслу. Полную, подлинную жизнь предложение приобретает в контексте, т.е. в П. с.
Тесному смысловому единству П. с. соответствует единство синтаксическое. Важнейшей характеристикой П. с. как синтаксической единицы является наличие специфических синтаксических связей между составляющими ее предложениями (цепные, параллельные, присоединительные). Важная черта грамматической организации П. с. – согласование (в широком смысле) форм времени, обусловливающее создание общей временной перспективы повествования или сообщения. Сказуемые в рамках П. с. имеют единый видовременной план, что способствует тесной связи предложений.
Представляя собой тесное семантико-синтаксическое единство, П. с. является в то же время и модальным единством. Предложения П. с. имеют, как правило, единую субъективно-модальную окраску, и любое изменение модального "тона" сказывается на ее структуре. В качестве средств выражения субъективной модальности (для оформления переходов, начала, конца мысли и т.д.) используются личные местоимения (я, мы), личные глагольные формы, модальные слова, частицы и др.
Будучи одной из крупных структурно-семантических единиц, на которые членится речь, П. с. имеет определенную композицию. Входящие в нее предложения играют неодинаковую роль. Наибольшей самостоятельностью, относительно большей свободой своего строения характеризуется первое предложение П. с. – зачин, для которого используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Другие предложения П. с. менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении и зависят синтаксически от зачина, который является организующим центром строфы. Помимо зачина и средней части П. с. часто имеет выраженную концовку, для оформления которой также используются специальные синтаксические средства. Таким образом, П. с. имеет, как правило, следующую композицию: зачин, содержащий начало мысли, формирующий ее тему; средняя часть – развитие мысли, темы; концовка – своеобразная синтаксическая (композиционная) точка, подводящая итог микротеме П. с. и подчеркивающая это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении.
Описанная композиция П. с. – характерная, типовая, но не обязательная. В зависимости от структуры целого произведения или его фрагмента возможны П. с. без зачина, без концовки, строфы-предложения. Композиционно-тематическое многообразие П. с. определяется задачами, содержанием текста. Однако это многообразие основывается на типовом, идеальном виде П. с., состоящей из зачина, средней части и концовки.
Следует различать два плана членения П. с. – композиционно-тематический, дающий как бы внешний контур П. с., ее абрис, и синтаксический – способы связи между предложениями, составляющими П. с. Синтаксическое членение – внутренний план строения П. с. Полная характеристика П. с. складывается из анализа ее в этих двух планах.
В зависимости от синтаксического строения П. с. подразделяются на цепные П. с., классифицируемые по типу зачинов, параллельные (повествовательные, описательные, анафорические), а также особые структурные типы П. с. (П. с. с единым субъектом, П. с., строящиеся по модели зачина, кольцевые П. с.).
П. с. в отличие от предложения, имеет гибкую структуру. П. с. не является воспроизводимой единицей жесткого строения (воспроизводимы лишь грамматические образцы, модели соединения предложений). П. с. задает программу, характер, схему развертывания мысли, способ изложения. Конкретные же варианты воплощения этих схем отличаются многообразием как в синтаксическом, так и в композиционном отношении. Строя предложение, говорящий (пишущий) выбирает одну из моделей, наиболее подходящую для выражения мысли, но он не может изменить модель предложения (структурную схему), жестко заданную языком. При построении П. с. степень свободы возрастает, но она также не беспредельна. Она достаточно велика при выборе первого предложения (выбор определяется общим замыслом, предполагаемым характером движения мысли) и постепенно сужается к концу П. с., т.к. предшествующие предложения с большой силой принудительно диктуют то или иное продолжение или завершение мысли.
Большое значение имеет П. с. для стилистики, для выявления худож. манеры писателя. Своеобразие слога не столько проявляется в строении предложения, сколько в строении П. с., в связях между ее элементами – предложениями. В худож. литературе, в публицистике не предложение, а П. с. является, как правило, наименьшим худож. целым, единицей слога. У каждого большого писателя существует более или менее постоянный (хотя бы для отдельного периода или произведения) тип П. с., тип организации большого контекста, тесно связанный с его худож. методом, способом познания и видения действительности. Весьма велика роль П. с. и в других стилях.
Лит.: Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры, Докл. и сообщения Ин-та рус. яз. АН ССР. – М., 1948. Вып. 2; Его же: Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. – М., 1960; Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 1. – Киев, 1952; Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики (на материале немецкой прозы). – Л., 1967; Лосева Л.М. Порядок слов как средство организации текстов монологической речи. – Одесса, 1969; Синтаксис текста. – М., 1979; Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). – М., 1992.
Г.Я. Солганик

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Смотреть что такое "Прозаическая строфа" в других словарях:

  • Синтаксис текста — – отрасль лингвистики текста и синтаксиса, изучающая синтаксическую организацию целого текста: связь между самостоятельными предложениями, единицы текста (предложение, прозаическая строфа – сложное синтаксическое целое, фрагмент и др.), целое… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Абзац — – 1) Отступ вправо в начале первой строки; 2) Часть текста между двумя такими отступами. А. во втором значении не имеет особой структуры помимо синтаксической (прозаическая строфа, фрагмент), поэтому рационально использовать этот термин только в… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Макротекст — – совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно или ситуативно, а также связанных на основе структурно композиционного и культурного единства. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической общности… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Период — (от греч. periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Членимость текста — – параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Трубадуры — У этого термина существуют и другие значения, см. Трубадур (значения). Пердигон. Инициал из песенника XIV века Трубадуры (фр. troub …   Википедия

  • Спенсер, Эдмунд — Эдмунд Спенсер англ. Edmund Spenser Дата рождения: 1552 год(1552) Место рождения …   Википедия

  • Маяковский, Владимир Владимирович — [1894 1930] крупнейший поэт пролетарской революции. Род. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением героической борьбы… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЭДДЫ — ЭДДА МЛАДШАЯ (иначе Прозаическая Эдда, Снорриева Эдда Snorra Edda). В Средние века название Эдда (т.е. Книга из Одди , или поэтика ) было дано учебнику для скальдов (придворных поэтов), составленному Снорри Стурлусоном (1179 1241) приблизительно… …   Энциклопедия Кольера

  • Маяковский — Владимир Владимирович (1894 1930) крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.