Социальная оценочность газетной речи

Социальная оценочность газетной речи
– одна из основных стилевых черт газетно-публиц. стиля, обусловленная не только информативным, но и – преимущественно – воздействующим характером публиц. речи. Как важнейший принцип языка публицистики, С. о. была обоснована в работах Г.Я. Солганика (1980).
В постперестроечные годы в исследовательской литературе предпринимались попытки переосмыслить этот принцип. Так, напр., один из авторов монографии "Культура русской речи и эффективность общения" (1996) пишет: "В советском лингвистическом газетоведении социальная оценочность нередко рассматривалась как примарный признак "языка газеты", хотя это утверждение покоилось не столько на лингвистических, сколько на идеологических основаниях". Думается, что упрек зиждется на недооценке влияния экстралингвистических факторов на лингвистические характеристики текстов. Г.Я. Солганик прав, отмечая, что "смена идеологической парадигмы не отменила принципа социальной оценочности" (Солганик, 2000).
Принцип С. о. вытекает из особенностей публиц. подхода к миру. Журналист осуществляет свою профессиональную деятельность как представитель, выразитель, защитник интересов и ценностей тех или иных социальных групп. Следовательно, аксиологическая деятельность журналиста укладывается в оценки той или иной социальной группы. Несмотря на то что порою он глубоко вникает в суть фактов, явлений, умело подбирает аргументы для обоснования своей позиции, журналист, даже провозгласив примат общечеловеческих ценностей, в конечном итоге воспроизводит оценки какой-то социальной группы (Е.П. Прохоров; Г.В. Лазутина; Г.О. Устимова и мн. др.). Такая особенность оценочной деятельности отражается в характере оценочности журналистских текстов.
С. о. в доперестроечной прессе выражалась в резком делении оценочных языковых средств на позитивно- и негативнооценочные, связанные с номинацией идеологических понятий ("наше" – "не наше"). Это деление сохраняется и в современной прессе, хотя, конечно, палитра оценок весьма обогатилась. Принцип С. о. продолжает действовать и формирует, как и в прошлом, важнейший разряд словаря публицистики – концептуальную лексику. Однако отсутствует резкое разграничение позитивной и негативной оценочности. Многие слова, имевшие ранее отрицательную окраску, приобретают нейтральное звучание или даже меняют знак оценки (ВПК, бизнес). Как своеобразное средство непрямой оценки получает распространение ирония, служащая средством снижения агрессивности, категоричности.
Лит.: Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и проопаганды. – М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: дис. д-ра филол. н. – М., 1992; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 1996; Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996; Лазутина Г.В. Журналистское познание мира // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.
Л.Р. Дускаева

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Социальная оценочность газетной речи" в других словарях:

  • Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи — – это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Стилевые черты — – признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функц. стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами. Напр., см.: обобщенно отвлеченность, социальная оценочность …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Жанры публицистического стиля — – определенные относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Публицистический стиль — (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) – один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • публицистический стиль — (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный) Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Публицистический стиль — (газетно публицистический, газетный, политический, газетно журнальный)    Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»