Сверхтекст

Сверхтекст
– совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно и ситуативно. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической и модальной общности входящих в него единиц (текстов). Сверхтекст ограничен во времени и пространстве; как целостная речевая единица имеет коммуникативные полюсы – автора и адресата.
Представление о С. отражает культуроцентрический подход к интерпретации общелингвистического понятия текст: ситуативно-тематическое объединение разных текстов (высказываний), в том числе принадлежащих разным авторам, выступает как частносистемное речевое образование, входящее в общую систему культурного фонда нации. Таким образом, С. является единицей культуры и понятием лингвокультурологии.
В качестве таких С. выступают, напр., разного рода листовки, воззвания, плакаты и т.п., призывавшие в годы Великой Отечественной войны к борьбе с захватчиками, или тезисы научной конференции, объединенные одной исследовательской проблематикой, или система толкований социальных и научных понятий ("материя", "знание", "производственные отношения", "аксиология", "экзистенционализм", "материализм" и др.), связанных на основе определенной – коммунистической – идеологии, т.е. система понятий-идеологем в словарях философских терминов, издававшихся в Советском Союзе до 1991 г., или весь массив текстов-анекдотов на тему "Штирлиц", "Василий Иванович Чапаев", "Вовочка" и т.п.
Количество компонентов (структурных единиц) в С. может быть разным – от двух-трех единиц (например две-три газетные статьи, посвященные одной теме) до трудно определимого количества (например анекдоты одной тематики, общее количество которых определяется лишь гипотетически). При этом единство компонентов в рамках С. обеспечивается цельностью затекстового денотата, который определяет его (сверхтекста) семантическую разновидность, относя С. либо к тематическому, либо к модальному варианту. С. тематического типа представляет собой объединение разных текстов/высказываний на основе единства темы (анекдоты, тезисы, рекламные блоки, публицистические статьи и др.); С. модального типа объединяет тексты/высказывания на основе единства отношения их содержания к действительности или единства отношения автора к содержанию, выражаемому в тексте (тексты-идеологемы, тексты-императивы, тексты-советы и т.п.). В содержательном поле модальных С. доминирует целенаправленное волеизъявление того или иного значения.
Н.А. Купина и Г.В. Битенская предлагают следующую типологию сверхтекстов:
1. С. закрытые и открытые. Закрытый С. отличается обязательной законченностью (завершенностью) и имеет маркированный конец. Открытый С. не имеет маркированного конца и поэтому отличается незавершенностью, предполагающей продолжение С., его количественно-качественное развитие. Напр.: совокупность коммунистических лозунгов можно назвать закрытой системой, которая не способна развиваться в силу социально-исторических условий современной российской действительности; в качестве открытого С. может выступать система демократических лозунгов наших дней, которая в будущем может изменяться не только количественно, но и качественно.
2. С. различаются в зависимости от вида коммуникативной рамки, а именно с точки зрения категорий адресанта и адресата. В аспекте категории адресанта С. подразделяются на авторские и неавторские. Авторские С. характеризуются соотнесенностью с конкретным автором (авторами) – создателем (создателями) входящих в С. отдельных текстов. Напр., поэтический цикл, сборник научных статей, серия завершенных, относительно самостоятельных романов (рассказов, повестей) с одним главным действующим лицом (произведения А. Кристи, Б. Акунина напр.) и т.п. Неавторские С. характеризуются отсутствием конкретного автора-создателя текста. При этом "неавторство" сверхтекста может быть выражено, во-первых, как обобщенно-анонимный образ автора – авторы считалок, поговорок, прибауток, анекдотов и пр. существуют, но в сознании носителей языка ассоциируются с народом, во-вторых, как обобщенно-собирательный образ автора, когда автор известен в целом, но не определен в своем конкретном проявлении – лагерная поэзия сталинского периода, студенческие песни и т.п.
В аспекте категории адресата выделяются С., ориентированные на относительно конкретного адресата и на адресата максимально обобщенного. С. с конкретным адресатом – это такие единства текстов/высказываний, адресат которых в принципе предполагаем автором, обозрим не только в общих чертах, но и в некоторых частных моментах; такой адресат поэтому поддается гипотетическому конструированию в момент создания текста. Можно сказать, что адресат здесь понимается как сознание, с которым автор вступает в мысленный диалог. Это, напр., предполагаемый читатель специализированных (профессиональных, социально ориентированных) газет и журналов, читатель научных трудов, отдельные группы избирателей, напр. сельские работники или студенчество, потребитель рекламы "суженной" тематики (бытовые приборы, чистящие средства, лекарства для пожилых людей и др.) и т.д.
С. с максимально обобщенным адресатом ориентированы на современную аудиторию читателей (слушателей, потребителей, пользователей) вообще. В системе газетных С. это, напр., читатели таких общенациональных газет, как "Аргументы и факты", "Комсомольская правда" и некоторых др.
Отдельно выделяют С. с размытой позицией адресата. К ним относятся газеты или другие тексты, не имеющие своего специального адресата или потерявшие его.
3. С точки зрения степени структурной определенности выделяются С. однотипно структурированные и неоднотипно структурированные. Однотипно структурированные С. – это единства с наибольшей структурной определенностью. Единицами таких С. являются однотипные канонические тексты, например, стихи определенного поэтического цикла или статьи в научном сборнике. Единицами неоднотипно структурированных С. служат неканонические тесты, или текстоиды. К ним можно отнести лозунги, словарные статьи-идеологемы в энциклопедических или толковых словарях.
Выбор единицы анализа зависит от задач исследования и от типа С.
В однотипно структурированных С. единицей анализа является текст или текстоид, т.е. языковые составляющие, служащие единицами соответствующих С., – лирическое стихотворение, лозунг, реклама и др.
В неоднотипно структурированных С. единица анализа выбирается в зависимости от степени ощутимости в тексте категориальной доминанты. Так, категориальной доминантой лагерной поэзии как сверхтекста может служить смысл "пространство". Тогда единицей анализа оказывается, напр., речевой сигнал ценностного представления о пространстве, сконцентрированный в отрезках разной протяженности: звук, подчеркивающий замкнутость пространства – начальный, серединный или конечный з, приставка за-, сама идея, воссоздающая идею замкнутости, кольцевая композиция, семантические и смысловые повторы и др.
Методика анализа сверхтекстовых систем выходит за пределы лингвистического анализа, но не отрывается от него полностью.
Лит.: Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек–Текст–Культура. – Екатеринбург, 1994.
Н.В. Данилевская

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Сверхтекст" в других словарях:

  • сверхтекст — сущ., кол во синонимов: 1 • текст (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ГИПЕРТЕКСТ — а; м. [англ. hypertext] Информ. Компьютерное представление текста, использующее указание на смысловые связи между понятиями, терминами или разделами и позволяющее выборочно читать те части текста, которые связаны одним признаком. * * * ГИПЕРТЕКСТ …   Энциклопедический словарь

  • текст — формулировка; слова, подтекстовка, молитва, шрифт, экспликация, конферанс, стихи, телекс, машинопись, авеста, клер, стенограмма, сноска, документ, текстовка, пурана, надпись Словарь русских синонимов. текст сущ., кол во синонимов: 36 • авеста (2) …   Словарь синонимов

  • Макротекст — – совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно или ситуативно, а также связанных на основе структурно композиционного и культурного единства. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической общности… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • агитка —   , и, ж. разг.   Произведение литературы или искусства, имеющее целью политическое воздействие на человека.   ◘ В музыкальной агитке “Политмазурка” рассказывалось, как Деникин, заигрывая с Польшей, науськивает ее на Россию. Москва, 1968, № 1,193 …   Толковый словарь языка Совдепии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»