Стиля модель традиционная это:

Стиля модель традиционная
– представляет характеристику стиля речи (произведения) и стилистических средств языка по традиционной схеме-триаде: высокий стиль – средний – низкий, иначе: + 0 – (см. Трех стилей теория), т.е. повышение (к торжественному, риторическому) тона речи и соответствующих по стилистической окраске языковых средств или, напротив, понижение (к фамильярной, повседневно-разговорной) от "исходной" нейтральной речи (и соответствующих языковых единиц), которая берется за "среднюю норму". Такая модель обеспечивается богатой синонимикой рус. языка, в том числе стилистической; напр.: провозгласить – сказать – буркнуть; очи – глаза – гляделки; вкушать – есть – шамать; взирать – смотреть – глазеть; и т.д. Указанная модель стиля восходит прежде всего к теории трех штилей М.В. Ломоносова (в свою очередь восходящей к античности), которая хотя и утратила свою значимость в лит. языке к началу XIX в., однако осталась в языковом сознании вплоть до современности (см. Ахманова, 1957). Так, сохраняется и само представление о тройной стилевой соотносительности стилевых окрасок языковых средств, и представление о высоком или низком стиле речи. Вместе с тем следует учесть, что если в ломоносовский период названные стили имели (относительно) системный характер, то с конца XVIII в. эта системность разрушается. В совр. рус. лит. языке нет высокого, среднего и низкого стилей как самостоятельных, более или менее строго очерченных систем средств, тем более в их связях с жанрами литературы. Особенно требует оговорок так называемый средний стиль (и ранее недостаточно четко очерченный). Под ним понимаются нейтральные, т.е. без стилистической, экспрессивной и других окрасок языковые средства, иначе говоря, неокрашенные, без коннотаций (см. Нейтральный стиль, нейтральность). Обычно это общеупотребительные языковые единицы. Однако если учесть функционально-стилистические окраски (маркеры функц. стилей), а также то, что почти любая языковая единица может потерять в контексте свою "нейтральность", то собственно нейтральных средств в языке немного. Тем самым термин "нейтральный" ("средний" стиль) весьма условен даже в отношении к системе (строю) языка (и его средствам), но он становится еще более условным по отношению к речи, к аспекту употребления языка (К. Гаузенблас).
Для современной речи (кроме случаев стилизации) не свойственна одностилевая ее окраска, тем более в увязке с определенным жанром речи. В связи с тенденциями к демократизации языка грани между средним и низким стилями стерлись даже в речи интеллигенции (см. в особенности газетно-публиц. стиль, парламентскую речь и др.). Использование же средств "высокого стиля" обычно оговаривается автором (использованием оборотов: говоря высоким слогом, выражаясь высоким штилем и т.п.). Довольно широко "высокая" лексика и фразеология используется в ироническом плане как средство создания юмора и сатиры, при пародировании (обычно при столкновении разностильных единиц – М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров и др.), но также и в своей основной функции – придания высказыванию торжественности, приподнятости (напр. в передовицах газет советского периода, в некоторых жанрах, таких, как торжественная юбилейная речь). Большей же частью это своего рода инкрустации в тексте. Примером высокого стиля (см.) и использования высокой лексики в поэтической речи может служить стихотворение А.С. Пушкина "Пророк", демонстрирующее, кстати, что эта лексика по своему происхождению является церковнославянской и книжной (Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился; / Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он… / И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный и лукавый, / И жало мудрыя змеи / В уста замершие мои / Вложил десницею кровавой…).
Лит.: Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, Изд-во МГУ, 1953; Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957; Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1961; Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. – ВЯ. – 1962. – №3; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.– 3-е изд. – М., 1965; Гаузенблас К. Существует ли "нейтральный стиль"? // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. – Пермь, 1986; Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. – М., 1988; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993; Hausenblas K., Vysoký – střední – nízký styl a diferenciace stylů dnes // "Slovo a slovesnost", t. 34, 1973.
М.Н. Кожина

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Смотреть что такое "Стиля модель традиционная" в других словарях:

  • модель стиля — Модификация схемы стиля, в которой конкретизированы все основные компоненты: ситуация общения, стилевые черты, языковые средства. Модель стиля служит опорой как для анализа стилистически дифференцированного текста, так и для его продуцирования.… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • модель стиля (традиционная) —   Характеристика стиля речи и стилистических средств языка по традиционной схеме триаде: высокий стиль – средний – низкий: +о , т.е. повышение тона речи и стилистически окрашенных средств к торжественному, риторическому, и наоборот: понижение к… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • Трех стилей теория — – учение о подразделении языка на три стиля (штиля): высокий – средний (посредственный) – низкий. Известна с античных времен. На русской почве появляется в риториках ХVII в. и обосновывается как теория в середине XVIII в. в связи с развитием… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Высокий стиль — (штиль, слог) первоначально представлял собою стилевое единство темы, содержания, жанра и определенных языковых средств – с окраской приподнятости, торжественности (с широким использованием славянизмов, книжной лексики, образов античной мифологии …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Портрет итальянского Ренессанса — Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского …   Википедия

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… …   Википедия

  • Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Товар — (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»