Трех стилей теория

Трех стилей теория
– учение о подразделении языка на три стиля (штиля): высокий – средний (посредственный) – низкий. Известна с античных времен. На русской почве появляется в риториках ХVII в. и обосновывается как теория в середине XVIII в. в связи с развитием классицизма. Наибольшие заслуги в разработке Т. с. т. принадлежат М.В. Ломоносову ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", 1757). Сущность Т. с. т. заключается в систематизации "речений" и языковых средств по их стилистической окраске (связанной с их происхождением и употреблением) и обязательности их использования в произведениях определенных стилей, жанров и тематики, т.е. носит историко-генетический характер. Так, "прозаические речи о важных материях" предписывалось писать высоким штилем, к нему относились оды, героические поэмы, трагедии; средний стиль представляли эклоги, элегии, дружеские стихотворные письма; низким стилем писались комедии, эпиграммы, дружеские письма в прозе, описания обыкновенных дел. При этом именно в высоком стиле предписывается использование славянизмов (отверзаю, Господень, взываю и т.п.); в среднем же – "речения больше в российском языке употребительные"; в низкий стиль допускается, кроме того, и просторечие. Ценность Т. с. т. М.В. Ломоносова состоит в упорядочении употребления в рус. лит. языке двух стихий: книжно-славянской и собственно русской (с учетом их взаимодействия). Систематизация стилистических средств и их "привязка" к особенностям содержания речи и употребления была весьма актуальна в середине XVIII в. (при учете так называемого смешения стилей предшествующего времени, особенно в петровскую эпоху). Кроме того, значение Т. с. т. Ломоносова состоит в обосновании демократизации языка и ее реализации в произведениях поэта-ученого: использование устаревших церковнославянских элементов в рус. лит. языке Ломоносов считает ненужным, допускаются лишь общепонятные славянизмы; при употреблении лексических и грамматических средств делается установка на "речения, больше в российском языке употребительные", допускаются просторечные элементы.
Сыграв свою положительную роль, Т. с. т., однако, уже в конце XVIII в. утратила свое значение и преодолевалась в творчестве Державина, Фонвизина, Новикова и др. писателей. Окончательно преодолена она была (как система, как норма словоупотребления) в пушкинскую и послепушкинскую эпохи. Но осознание стилистических окрасок у определенных языковых единиц как высоких, средних (или нейтральных) и низких и представление о соответствующем стиле контекстов с употреблением этих средств сохраняется в известной мере до настоящего времени (см. Стиля модель традиционная; Высокий стиль). Так, в книге О.С. Ахмановой "Очерки по общей и русской лексикологии" и ее же "Словаре лингвистических терминов" (М., 1966) и в др. работах эксплицировано подобное представление стилей и стилистических средств применительно к современности.
Лит.: Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М., 1957; Панов М.В. О развитии русского языка в советском обществе. – ВЯ. – 1962. – №3; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка.– 3-е изд. – М., 1965; Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. – М., 1970; Его же: Риторики в России ХVII–XVIII вв. – М., 1988; Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв.– 3-е изд. – М., 1982.
М.Н. Кожина

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". . 2003.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Трех стилей теория" в других словарях:

  • теория трех стилей — ( трех штилей )   См. статью стиль1 …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Теория трех стилей — …   Википедия

  • аргументации теория — теория, изучающая те многообразные дискуссионные приемы, которые используются в процессе аргументации. А. т., начавшая складываться еще в античности, прошла долгую историю, богатую взлетами и падениями. Сейчас можно говорить о становлении новой… …   Словарь терминов логики

  • Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей — Функц. стиль – явление не монолитное, а представляющее собою (если речь идет о конкретных текстах данного типа как его носителей) многослойное (сложное) единство. Это обусловлено тем, что на речь и создание ее стилевого своеобразия одновременно… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • МУЗЫКИ ТЕОРИЯ — наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со строительными блоками музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет… …   Энциклопедия Кольера

  • АРГУМЕНТАЦИИ ТЕОРИЯ — теория, изучающая многообразные дискурсивные приемы, используемые одними людьми для изменения убеждений др. людей (аудитории). А.т., начавшая складываться еще в античности, прошла долгую историю, богатую взлетами и падениями. Сейчас можно… …   Философская энциклопедия

  • Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей — – это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. речь приобретает свои стилевые характеристики. Употребление языка говорящими… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Историзм стиля — Стиль – понятие историческое. В процессе развития лит. языка его стилевые разновидности претерпевают изменения. В рус. языке понятие стиль (см.) – штиль – появляется в XVII в., когда зарождается система стилей как двух полярных и среднего между… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Нейтральный стиль — – стиль, характерный для текстов, лишенных стилистической маркированности, и выделяемый в ряду: высокий – нейтральный – сниженный стили. Восходит к понятию стиля ( штиля ), которое появилось в рус. языке в XVII в., когда зародилась система стилей …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Стиль — (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»