- Монолог
- (от греч. mуnos – один и lо́gos – слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). – М. обладает относительно большой протяженностью, определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.Монологическая форма речи реализуется в различных функц. стилях (авторская речь в худож. произведениях, тексты научн., оф.-дел. стилей, статьи в газетах, журналах и т.п.). – М. может осуществляться как в письменной форме, так и в устной (ораторская речь, учебная лекция, бытовой рассказ и т.д.). В устном М. языковые средства могут усиливаться жестами, различными телодвижениями, мимикой. Разговорные монологические тексты по сравнению с отредактированными письменными и подготовленными устными более имплицитны. Многие смысловые связи не вербализуются, поскольку говорящий рассчитывает на активное восприятие речи, на то, что слушающий сам обнаружит эти связи.Типичной сферой функционирования М. является драматургия. Ориентируясь на устное высказывание, драматический М. допускает употребление разг. и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорно-экспрессивных синтаксических построений. Для монологической речи, имеющей внешнего адресата, характерны такие языковые средства, как обращения, местоимения и глаголы 2-го лица, глаголы повелительного наклонения и другие формы волеизъявления (напр.: "Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…"; "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?"; "Ах! Если рождены мы все перенимать. Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев" – А.С. Грибоедов. Горе от ума).Особую разновидность М. представляет собой т.н. внутренний М. – лингвостилистический прием, позволяющий автору худож. произведения вызвать у читателя представление о процессах, совершающихся во внутреннем мире героя, сымитировать эмоционально-мыслительную деятельность человека в ее непосредственном протекании (поток возбужденного сознания). Напр.: "Вот как шли его мысли: "Теперь в Москву. И первым делом – выжить. Не поддаваться бессоннице. Не ложиться спать. Работать ночами до одурения, пока усталость не свалит замертво. И вот еще что. Сейчас же истопить в спальне, чтобы не мерзнуть ночью без надобности" (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго). Синтаксические построения, оформляющие размышление персонажа, обычно характеризуются эллиптичностью, прерывистостью. Типичным для внутреннего М. является вопрос, часто остающийся без ответа: "Размышления о своих, с новою силой набежавшие на него, заслонили на время его ревнивые выдумки. "Итак, вы в Москве, родные мои?.. Вы снова, значит, без меня повторили этот долгий, тяжелый путь? Как вы доехали? Какого рода эта командировка Александра Александровича, этот вызов? Наверное, приглашение из Академии возобновить в ней преподавание? Что нашли вы дома? Да полно, существует ли он еще, этот дом? О как трудно и больно, Господи! О, не думать, не думать! Как путаются мысли!" (там же).Речевые типы М. (повествование, описание, рассуждение) связаны с его функциями (рассказ о событии, исповедь, рассуждение на волнующую автора тему и т.д.). Тип речи во многом определяет логико-семантические, композиционно-структурные, лексико-грамматические особенности М. (см. Функционально-смысловые типы речи).Любой монологический текст в той или иной мере диалогизирован (это относится и к текстам, казалось бы, "чисто" монологическим, напр. письменным науч. произведениям). Не случайно исследователи (Л.П. Якубинский, Г.О. Винокур и мн. др.) говорят о нечеткости различий монолога и диалога, об отсутствии между ними "строгих и абсолютных границ" (Винокур). Диалогичность, т.е. выражение в тексте установки на адресата, – фундаментальное общее свойство речи, обусловленное социальной сущностью языка и диалогической природой мышления (см. Категория диалогичности функциональная семантико-стилистическая).Лит.: Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. – М., 1986; Винокур Г.О. "Горе от ума" как памятник рус. худож. речи // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963; Гельгардт Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сборник Докл. и сообщений лингвистического общества, Калинин, 1971, т. 2, вып. 1; Ширяев Е.Н. Структура разг. повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. – М., 1982; Васильева А.Н. Худож. речь. – М., 1983; Кожина М.Н. О диалогичности письменной науч. речи. – Пермь, 1986; Винокур Т.Г. Монолог // Энц. Рус. яз. – 2-е изд. – М., 1997.Т.Б. Трошева
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. "Флинта", "Наука". Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.